
Дата рождения: 1963 г. 31 августа
Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический институт (1985 г.)
Специальность: учитель физики и математики
Педагогический стаж: 30 лет.
Квалификационный разряд: высшая квалификационная категория
Аналитический отчет учителя физики, высшей квалификационной категории
Довбыш натальи Александровны
1. Позитивная динамика уровня обученности учащихся за последние три года
Содержание критерия |
2004 – 2005
уч. год |
2005-2006
уч. год |
2006 – 2007
уч. год |
Всего обучающихся |
49 |
57 |
51 |
Успеваемость |
100 % |
100 % |
100 % |
Степень обученности |
60 % |
63 % |
63 % |
2. Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года
Содержание критерия |
2004 – 2005
уч. год |
2005-2006
уч. год |
2006 – 2007
уч. год |
Всего обучающихся |
49 |
57 |
51 |
Успеваемость |
100 % |
100 % |
100 % |
Качество обученности |
62% |
68% |
68% |
3. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в школьных и муниципальных олимпиадах
Участие в школьных олимпиадах
2004 – 2005 учебный год – 8 учащихся (27 %);
2005 – 2006 учебный год – 6 учащихся (20 %);
2006 – 2007 учебный год -10 учащихся (55 %);
2007 – 2008 учебный год – 6 учащихся (27 %);
Участие в районных олимпиадах
2004 – 2005 учебный год – 1 учащихся (3%)
2005 – 2006 учебный год – 2 учащихся (7%)
2006 – 2007 учебный год – 2 учащихся (11%)
4. Увеличение количества и повышение качества творческих работ по предмету
Участие в школьных конкурсах и проектах
2004 –2005 учебный год – учащимися выполнено два реферата и одна исследовательская работа;
2005– 2006 учебный год – два реферата и одна исследовательская работа;
2006 – 2007 учебный год – два реферата и две исследовательских работы.
2007 – 2008 учебный год – два реферата и одна исследовательская работа.
Участие в районных конкурсах творческих работ
2004 – 2005 учебный год – работа высшей категории;
2005 – 2006 учебный год – работа высшей категории;
2006 – 2007 учебный год – две работы высшей категории;
2007 – 2008 учебный год – работа высшей категории.
2006 – 2007 учебный год – участники районного телекоммуникационного конкурса цифровых изображений «Зима Барабы».
Участие в областных конкурсах творческих работ
2006 – 2007 учебный год – участие в областном конкурсе «Дорожные истории» - учащимися создан сайт «Дорожная азбука».
2006 – 2007 учебный год – участие в областном конкурсе, посвященном 70 – летию Новосибирской области «Отчий мир». Представлены фотографические работы: «Зимние пейзажи».
- работа высшей категории представлена на областную научно – практическую конференцию школьников «Эврика»;
- работа высшей категории отправлена на конкурс «Портфолио учащихся» (сайт «Первое сентября»).
Участие в региональных конкурсах творческих работ
2006 – 2007 учебный год – одна работа высшей категории представлена на региональную научно – практическую конференцию школьников «Эврика»
2007– 2008 учебный год - работа высшей категории представлена на региональную научно – практическую конференцию школьников «Эврика»;
- работа высшей категории отправлена на конкурс «Портфолио учащихся» (сайт «Первое сентября»).
5. Рост мотивации к изучению предмета
По результатам анкетирования за последние 3 года учащиеся и их родители (90,4 %) отметили положительное отношение школьников к физике.
На рост мотивации к изучению физики указывают следующие показатели:
· Позитивная динамика уровня и качества обученности.
· Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах.
· Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся.
· Увеличение количества учащихся (в процентном отношении к общему числу учащихся) желающих заниматься на предметных кружках и факультативах.
· Активное участие школьников в предметных неделях.
Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебному предмету
1. Введение предметных кружков и факультативов
2004-2006 гг. – Элективный курс для учащихся 9 класса «Физика в живой и неживой природе»
2005-2007 гг. – Элективный курс для учащихся 9 класса «Решение нестандартных физических задач»
2004-2007 гг. – Факультатив «Методы решения физических задач» –
10, 11 классы.
2004 – 2007 гг. – Курс «Информационные технологии» - 10, 11 классы
На факультативных занятиях занимается порядка 50 – 55 % учащихся изучающих физику.
Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя
В 2000 г был сформирован классный коллектив, в котором я являюсь классным руководителем на протяжении последних 7 лет. В классе 9 учащихся – 5 девушек и 4 юноши. Учащиеся 11 класса ответственно относятся к учебе, дисциплинированы, активны во всех делах и являются сплоченным, инициативным коллективом.
1. Благоприятный психологический климат в классе
По результатам анкетирования все учащиеся отмечают, что в классе благоприятный психологический климат, что им повезло, что они учится в этом классе, конфликтов с классным руководителем не бывает.
Наиболее высокие показатели при диагностике уровней сформированности детского коллектива были определены по следующим критериям: дисциплина и взаимная требовательность, сотрудничество и согласованность в работе, лидерские качества, нравственные качества, стремление к успеху, уровень тревожности, самооценка.
2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся
По результатам анкетирования все родители считают, что классный руководитель доброжелателен, тактичен в отношениях с детьми, уделяет достаточно внимания каждому учащемуся, систематически контролирует их знания.
Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим направлениям:
u тематические родительские собрания.
u изучение условий воспитания (посещение учащихся на дому, в семье);
u индивидуальная работа с родителями;
u привлечение родителей к организации внеурочной деятельности классного коллектива.
3.Отсутствие правонарушений у учащихся
В период с 2000 по 2007 год у учащихся класса отсутствуют правонарушения.
4. Развитие самоуправления в классе
В классе выбран актив, распределены обязанности и определены общие задачи:
u создание благоприятного микроклимата в классе;
u коррекция взаимоотношений;
u развитие коммуникабельности;
u организация творческих дел в классе и школе;
u приобщение к здоровому образу жизни;
u активное участие в работе кружков и секций;
u поиск новых интересных форм работы.
Учащиеся 11 класса очень ответственно относятся к своим обязанностям. Они самостоятельно действуют и принимают решения. Деятельность классного руководителя при этом – консультативно-координирующая.
5. Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения
Портфолио учащихся 11 класса
в 2005-06; 2006 – 07 уч. год.
Интеллектуальная сфера деятельности |
1. Участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру».
2. Участие во Всероссийском конкурсе «Золотое руно».
3. Участие в областном конкурсе, посвященном 70 – летию Новосибирской области «Отчий мир».
4. Участие в областном конкурсе «Овеянные славой герб наш и флаг».
5. Участие в областном конкурсе «Дорожные истории».
6. Участие в районной олимпиаде по физике, биологии и литературе и русскому языку.
7. Участие в зональном и районном экологическом фестивале.
8. Участие во втором районном конкурсе творческих исследовательских работ школьников по обществознанию и истории.
9. Участие в школьных олимпиадах по предметам.
10. Участие в различных школьных исследовательских проектах и интеллектуальных играх.
9. Участие в подготовке к школьным межпредметным неделям. |
Итоги выпускников |
1. Окончили школу на «хорошо» и «отлично»- 67% учащихся.
2. Получили медали «за особые успехи в учении»:
золото – 1 учащийся,
серебро – 1 учащийся.
3. Поступили в ВУЗы - 78% учащихся, СУЗы – 22% учащихся. |
Художественная сфера деятельности |
1. Участие в цикле школьных мероприятий «Осенины-2006»;
2. Участие в подготовке и проведении школьных концертов к 8 марта и 23 февраля;
3. Участие в подготовке сценария к Новому году;
4. Участие в подготовке и проведении «Дня здоровья»;
5. Участие в подготовке и проведении «Дня Матери»;
6. Участие в подготовке и проведении школьных акций посвященных здоровому образу жизни, проблемам экологии. |
Спортивная сфера деятельности |
1. Участие в районных и школьных соревнованиях по баскетболу, волейболу, футболу.
2. Участие в различных районных соревнованиях в составе сборной села.
3. Участие в районном шахматном турнире.
4. Участие в районных интеллектуальных играх. |
Общественная сфера деятельности |
1. Активное участие в работе Совета старшеклассников школьного самоуправления детской организации «Содружество».
2. Участие в мероприятиях по благоустройству школы и села.
3. Участие в социальных опросах населения села.
4. Участие в областном сборе детских организаций «Товарищ».
5. Участница губернаторской елки – 2004 г
6. Участница президентской ёлки – 2005г. |
6. Участие учащихся в решении проблем местного социума
Учащиеся 11 класса по мере возможностей участвуют в общественной жизни села: проводили социальные опросы населения; принимали участие в благоустройстве школы, прикольного участка, строили снежные городки, горки. Созданная трудовая бригада из учащихся класса занималась благоустройством села. Инициативная группа учащихся оказывает помощь ветеранам педагогического труда, вдовам и ветеранам ВОВ.
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе
1.Использование ИКТ в процессе обучения физике
Информационно-коммуникационные технологии довольно широко используются в процессе обучения физике:
- Проводятся мультимедийные уроки.
- Интегрированные занятия в компьютерном классе.
- Физический практикум в виртуальной лаборатории.
- Готовятся проекты и мультимедийные презентации.
2006 г - провела открытый урок физики с использованием компьютерных технологий на уровне ШМО учителей.
2007 г. – открытый интегрированный урок физики – информатики для учителей ШМО.
2.Использование развивающих технологий в процессе обучения физике и воспитательной работе
Основной деятельностью своей работы считаю планомерное и последовательное общее развитие каждого ребенка, формирование творческих способностей учащихся, их мировоззрение, воспитание умения самостоятельного приобретения знаний, воспитание высоконравственной личности. Поэтому главная цель моей деятельности заключается в создании системы работы, выборе содержания, форм и методов, таких которые формируют творческую личность. В соответствии с проблемой и целью я решаю следующие задачи:
• изучить психологические особенности детей и провести анализ
развития индивидуальных познавательных способностей учащихся;
• определить содержание, формы и методы, способствующие
формированию творческой личности;
• разработать систему диагностики эффективности процесса развития
личности;
• выявить роль индивидуальных программ развития личности
старшеклассника;
• помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Для достижения данных целей использую в своей работе элементы педагогической технологии проектирования и конструирования учебного процесса академика В.М. Монахова; методику «Изучение курса физики
7, 8 кл на основе фронтальных опытов учащихся» (Е.С.Объедков,
С.Ю. Закурдаева); теоретические основы исследовательского метода обучения; теоретические положения развивающего обучения
(Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн).
За основу работы взята классноурочная деятельность, в процессе
которой отработана система организации учебного процесса, базирующаяся на следующих принципах:
• научность (от наблюдений - к выдвижению гипотезы, от гипотезы к
творческому обобщению и практическому применению, учитывая
индивидуальные особенности уровня развития каждого ученика);
• доступность;
• системность (стараюсь достичь единства и завершения процесса);
• осознанность (предоставление свободы для саморазвития и
самоопределения);
• наглядность;
В организации своей деятельности я опираюсь на следующие методики:
• проблемное развивающееся обучение;
• работа в группах;
• решение нестандартных задач;
• диалогов (учитель - ученик, группа - учитель - ученик)
• творческие домашние задания, исследовательские работы.
Наиболее важными характеристиками в педагогической деятельности, на мой взгляд, является мотивационная сфера, т. к. именно от отношения ученика к учению вообще, к изучению предмета в частности во многом зависит, будет ли ученик раскрывать свои способности, захочет ли он вступать в процесс обучения. Другой важной характеристикой личности школьника является развитие его психических функций, учебных способностей, т. е. высокий уровень их развития способствует успешности, а при недостаточном уровне необходима помощь в организации учебной деятельности; и, наконец, немаловажной характеристикой является особенность развития личностной сферы учащихся, т. к. на обучение накладывает отпечаток и особенность темперамента, характера, самооценка, тревожность, социальный статус в коллективе и др.
Поэтому на первом этапе организации учебной деятельности, совместно с психологом школы проведена диагностика каждого учащегося и всего классного коллектива. Выявлена степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, мотивация, уровень интеллекта, школьная тревожность, типовое семейное состояние, самооценка. Проведен анализ психологических особенностей детей. Протестирован интеллектуальный уровень учащихся, слуховая и зрительная память, развитие мыслительных процессов (входная психодиагностика). По методике независимых характеристик (ученик – одноклассник – учитель), обследованы интеллектуально - логические способности, мотивационно - творческая активность, способность личности к самоуправлению творческой деятельности, познавательные интересы. Диагностика уровней сформированности учебно-познавательного интереса, учебных действий, действий контроля и оценки, целеполагания проведена по критериям, разработанным авторами Репкиным и Заика в пособии «Оценка уровня сформированности учебной деятельности».
На втором этапе проходила подготовительная работа: изучались потребности учащихся, разработана система работы, показана роль самообразования, разработана система контроля, стимулирования.
Особенности моей методики:
o блочная система подачи материала;
o опорные конспекты, схемы;
o многократные проговаривания на начальном этапе обучения;
o творческий характер обучения;
o дифференциация и индивидуализация учебного процесса;
o решения задач с использованием алгоритма на I ступени обучения;
o решение исследовательских, творческих, конструкторских на II ступени обучения;
o поэтапное включение домашних исследований;
игровая деятельность.
3. Результативность использования современных образовательных технологий технологи
Основными результатами деятельности можно считать: устойчивый интерес учащихся к физике, о чём свидетельствует выбор экзамена по физике (? 70% учащихся). По результатам обследования администрации школы 92% учащихся чувствуют себя на моих уроках комфортно, 96% удовлетворены знаниями, 100% понятны цели деятельности на уроке, возрос устойчивый интерес к предмету до 65 % и желание активно работать в кружках и на факультативах; участвовать в научно-практических конференциях.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
1. Распространение опыта на муниципальном уровне:
2001 год – Выступление на РМО по теме «Новые технологии развивающего обучения».
2002 год – Выступление на РМО по теме «Исследовательская работа учащихся на уроке».
Урок по физике на школьном МО.
2003 год – Выступление на РМО по теме «Использование нестандартных задач на уроках физики»».
Открытых урок для учителей ШМО по теме: «Исследовательская деятельность учащихся на уроках».
2004 год – Выступление на майских педчтениях по теме «Внедрение информационных технологий в учебный процесс».
Открытый урок для учителей ШМО.
2005 год – Выступление на РМО по теме «Организация предпрофильного обучения в школе».
2006 год - Выступление на майских педчтениях по теме «Компьютерное моделирование»
Выступление на ШМО по теме: «Свойства и методы мотивации обучения учащихся»; «Развитие самоуправления в классе».
2007 год. - Выступление на РМО по теме «Технологии сотрудничества».
Выступление на ШМО по теме: «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке»; «Проектная деятельность в процессе обучения».
Открытый урок для учителей ШМО.
2. Обобщение и распространение опыта на региональном уровне:
1. Участие в научной конференции по проблеме: «Актуальные проблемы преподавания информатики в XXI веке». Выступление по теме:
«Внедрение информационных технологий в учебный процесс».
2. Делегат V областного съезда учителей г. Новосибирск 2005 г.
3. Обобщение и распространение опыта на федеральном уровне:
Научно-методические публикации:
1. Участие в Международной научно – практической конференции: «Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем». Статья: «Организация профильного обучения в школе в области информатики и информационных технологий».
( Материалы Международной научно – практической конференции
1-3 марта 2006 г., г. Новосибирск - 2006 г.)
2. Участие во Всероссийской научно – практической конференции: «Системы оценивания качества образования в условиях его модернизации». Статья: «Проектная деятельность как одна из форм сотрудничества» Новосибирск 2007г.
Участие в социально – значимых проектах:
1. «Клуб юных патриотов» 2004 – 2005 уч. год.
2. «Социально психологическая реабилитация» - 2005 – 2006 уч. год.
3. «Школа - информационно – методический центр на селе» 2006 – 2007 уч. год.
Первые два проекта отмечены грантами администрации Новосибирской области.
Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
1. Лауреат районного конкурса «Учитель года –94»
Повышение квалификации и профессиональная подготовка
1. НИПКиПРО 1998 год, 72 часа по теме: «Педагогические технологии развивающего обучения»
2. НИПКиПРО 2002 год, 72 часа по теме «Технологии, развивающие личность школьника».
3. Повышение педагогической квалификации. Присвоена высшая квалификационная категория сроком на 5 лет приказом управления образования администрации Новосибирской области № 97 – а от 05.12.2002 г.
4. ОЦИТ 2001 год, 98 часов по теме: «Интернет - технологии в образовании».
5. ТУСУР 2004 год, 44 часа по теме: «Информационные технологии».
6. ТУСУР 2005 год, 48 часов - продолжение изучения курса «Информационные технологии».
7. НИПКиПРО 2008 год, 72 часа по теме: «Пути повышения качества физического образования»
8. 2008 г. - Подтверждена высшая квалификационная категория по заочной форме.