Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоспасская средняя

общеобразовательная школа

 

          

Из опыта работы учителя физики Довбыш Натальи Александровны

 

 

Дата рождения: 1963 г. 31 августа

Образование: высшее, Новосибирский государственный педагогический институт (1985 г.)

Специальность: учитель физики и математики

Педагогический стаж: 30 лет.

Квалификационный разряд: высшая квалификационная категория

 

 

Аналитический отчет учителя физики, высшей квалификационной категории

Довбыш натальи Александровны

 

 

 

1.       Позитивная динамика уровня обученности учащихся за последние три года

Содержание критерия

2004 – 2005

уч. год

2005-2006

 уч. год

2006 – 2007

 уч. год

Всего обучающихся

49

57

51

Успеваемость

100 %

100 %

100 %

Степень обученности

60 %

63 %

63 %

 

2.  Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года

Содержание критерия

2004 – 2005

уч. год

2005-2006

 уч. год

2006 – 2007

 уч. год

Всего обучающихся

49

57

51

Успеваемость

100 %

100 %

100 %

Качество обученности

62%

68%

68%

 

3. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в школьных и муниципальных олимпиадах

Участие в школьных олимпиадах

                          2004 – 2005 учебный  год – 8 учащихся (27 %);

                          2005 – 2006 учебный  год – 6 учащихся (20 %);

                          2006 – 2007 учебный год -10 учащихся (55 %);

                          2007 – 2008 учебный  год – 6 учащихся (27 %);

 

 

Участие в районных олимпиадах

                          2004 – 2005 учебный год – 1 учащихся   (3%)

                          2005 – 2006 учебный  год – 2 учащихся  (7%)

                          2006 – 2007 учебный год – 2 учащихся  (11%) 

4. Увеличение количества и повышение качества творческих работ по предмету 

Участие в школьных конкурсах и проектах

2004 –2005 учебный год – учащимися выполнено два реферата и одна исследовательская работа;

2005– 2006 учебный год – два реферата и одна исследовательская работа;

2006 – 2007 учебный  год – два реферата и две  исследовательских работы.

2007 – 2008 учебный  год – два реферата и одна  исследовательская  работа.

Участие в районных конкурсах творческих работ

            2004 – 2005 учебный год – работа высшей категории;

            2005 – 2006 учебный год – работа высшей категории;

2006 – 2007 учебный  год – две работы высшей категории;

            2007 – 2008 учебный год – работа высшей категории.

            2006 – 2007 учебный год – участники районного телекоммуникационного конкурса цифровых изображений «Зима Барабы».

 

Участие в областных конкурсах творческих работ

2006 – 2007 учебный год – участие в областном конкурсе «Дорожные истории» - учащимися создан сайт «Дорожная азбука».

2006 – 2007 учебный год – участие в областном конкурсе, посвященном 70 – летию Новосибирской области «Отчий мир». Представлены фотографические работы: «Зимние пейзажи».

- работа высшей категории  представлена  на областную научно – практическую конференцию школьников «Эврика»; 

- работа высшей категории  отправлена на конкурс «Портфолио учащихся» (сайт «Первое сентября»).

Участие в региональных конкурсах творческих работ

2006 – 2007 учебный  год –  одна работа высшей категории  представлена  на региональную научно – практическую конференцию школьников «Эврика»

2007– 2008 учебный  год - работа высшей категории  представлена  на региональную научно – практическую конференцию школьников «Эврика»; 

- работа высшей категории  отправлена на конкурс «Портфолио учащихся» (сайт «Первое сентября»).

5. Рост  мотивации к изучению предмета 

По результатам анкетирования за последние 3 года учащиеся и их родители (90,4 %) отметили положительное отношение школьников к физике.

На рост мотивации к изучению физики указывают следующие показатели:

·         Позитивная динамика уровня и качества обученности.

·         Увеличение количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах.

·         Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся.

·         Увеличение количества учащихся (в процентном отношении к общему числу учащихся) желающих заниматься на предметных кружках и факультативах.

·         Активное участие школьников в предметных неделях.

  

Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебному предмету

 

1.          Введение предметных кружков и факультативов

2004-2006 гг. – Элективный курс для учащихся 9 класса «Физика в живой и неживой природе»

2005-2007 гг. – Элективный курс для учащихся 9 класса «Решение нестандартных физических задач»

2004-2007 гг. – Факультатив «Методы решения физических задач» –

10, 11 классы.

2004 – 2007 гг. – Курс «Информационные технологии» - 10, 11 классы

На факультативных занятиях  занимается порядка 50 – 55 % учащихся изучающих физику.

Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя 

В 2000 г был сформирован классный коллектив, в котором я являюсь классным руководителем на протяжении последних 7 лет. В классе 9 учащихся – 5 девушек и 4 юноши. Учащиеся 11 класса ответственно относятся к учебе, дисциплинированы, активны во всех делах и являются сплоченным, инициативным коллективом.

1. Благоприятный психологический климат в классе

По результатам анкетирования все учащиеся отмечают, что в классе благоприятный психологический климат, что им повезло, что они учится в этом классе, конфликтов с классным руководителем не бывает.

Наиболее высокие показатели при диагностике уровней сформированности детского коллектива были определены по следующим критериям: дисциплина и взаимная требовательность, сотрудничество и согласованность в работе, лидерские качества,  нравственные качества, стремление к успеху, уровень тревожности, самооценка.

2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся

По результатам анкетирования все родители считают, что классный руководитель доброжелателен, тактичен в отношениях с детьми, уделяет достаточно внимания каждому учащемуся, систематически контролирует их знания.

Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим направлениям:

u       тематические родительские собрания.

u       изучение условий воспитания (посещение учащихся на дому, в семье);

u       индивидуальная работа с родителями;

u       привлечение родителей к организации внеурочной деятельности классного коллектива.

3.Отсутствие правонарушений у учащихся

В период с 2000 по 2007 год у учащихся класса отсутствуют правонарушения.

4. Развитие самоуправления в классе

В классе выбран актив, распределены обязанности и определены общие задачи:

u       создание благоприятного микроклимата в классе;

u       коррекция взаимоотношений;

u       развитие коммуникабельности;

u       организация творческих дел в классе и школе;

u       приобщение к здоровому образу жизни;

u       активное участие в работе кружков и секций;

u       поиск новых интересных форм работы.

Учащиеся 11 класса очень ответственно относятся к своим обязанностям. Они самостоятельно действуют и принимают решения. Деятельность классного руководителя при этом – консультативно-координирующая.

 

5. Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения 

Портфолио учащихся 11 класса

в 2005-06; 2006 – 07  уч. год.

Интеллектуальная сфера деятельности

1.        Участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру».

2.        Участие во Всероссийском конкурсе «Золотое руно».

3.        Участие в областном конкурсе, посвященном 70 – летию Новосибирской области «Отчий мир».

4.        Участие в областном конкурсе «Овеянные славой герб наш и флаг».

5.        Участие в областном конкурсе «Дорожные истории».

6.        Участие в районной олимпиаде по физике,  биологии и литературе и русскому языку.

7.        Участие в зональном и районном  экологическом фестивале.

8.        Участие во втором районном конкурсе творческих исследовательских работ школьников по обществознанию и истории.

9.        Участие в школьных олимпиадах по предметам.

10.     Участие в различных школьных исследовательских проектах и интеллектуальных играх.

9. Участие в подготовке к школьным межпредметным неделям.

Итоги выпускников

1.        Окончили школу на «хорошо» и «отлично»- 67% учащихся.

2.        Получили медали «за особые успехи в учении»:

                золото – 1 учащийся,

               серебро – 1 учащийся.

3. Поступили в ВУЗы  - 78% учащихся, СУЗы – 22% учащихся.

Художественная сфера деятельности

1.        Участие в цикле школьных мероприятий «Осенины-2006»;

2.        Участие в подготовке и проведении школьных концертов к 8 марта и 23 февраля;

3.        Участие в подготовке сценария к Новому году;

4.        Участие в подготовке и проведении «Дня здоровья»;

5.        Участие в подготовке  и проведении «Дня Матери»;

6.        Участие в подготовке и проведении школьных акций посвященных здоровому образу жизни, проблемам экологии.

Спортивная сфера деятельности

1.        Участие в районных и школьных соревнованиях по баскетболу, волейболу, футболу.

2.        Участие в различных районных  соревнованиях в составе сборной села.

3.        Участие в районном шахматном турнире.

4.        Участие в районных интеллектуальных играх.

Общественная сфера деятельности

1.        Активное участие в работе Совета старшеклассников школьного самоуправления детской организации «Содружество».

2.        Участие в мероприятиях по благоустройству школы и села.

3.        Участие в социальных опросах населения села.

4.        Участие в областном сборе детских организаций «Товарищ».

5.        Участница  губернаторской елки – 2004 г

6.        Участница президентской ёлки – 2005г.

6. Участие учащихся в решении проблем  местного социума

Учащиеся 11  класса по мере возможностей участвуют в общественной жизни села: проводили социальные опросы населения; принимали участие в благоустройстве школы, прикольного участка, строили снежные городки, горки. Созданная  трудовая бригада из учащихся класса   занималась благоустройством села. Инициативная группа учащихся оказывает помощь ветеранам педагогического труда, вдовам и ветеранам ВОВ.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе

1.Использование ИКТ в процессе обучения физике

Информационно-коммуникационные технологии довольно широко используются в процессе обучения физике:

    • Проводятся мультимедийные уроки.
    • Интегрированные занятия в компьютерном классе.
    • Физический практикум в виртуальной лаборатории.
    • Готовятся проекты и мультимедийные презентации.

2006 г - провела открытый  урок физики с использованием компьютерных технологий  на уровне ШМО учителей.

2007 г. – открытый  интегрированный урок физики – информатики для учителей ШМО.

2.Использование развивающих технологий в процессе обучения физике и воспитательной работе

Основной деятельностью своей работы считаю планомерное и последовательное общее развитие каждого ребенка, формирование творческих способностей учащихся, их мировоззрение, воспитание умения самостоятельного приобретения знаний,  воспитание высоконравственной личности. Поэтому главная цель моей деятельности заключается в создании системы работы, выборе содержания, форм и методов, таких которые формируют творческую личность. В соответствии с проблемой и целью я решаю следующие задачи:

          изучить   психологические   особенности   детей   и   провести   анализ
развития индивидуальных познавательных способностей учащихся;

          определить    содержание,     формы    и    методы,     способствующие
формированию творческой личности;

          разработать систему диагностики эффективности процесса развития
личности;

          выявить    роль    индивидуальных    программ    развития    личности
старшеклассника;

          помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться,  а не формировать заранее заданные свойства.

 Для достижения данных целей использую в своей работе элементы педагогической технологии проектирования и конструирования учебного процесса академика В.М. Монахова;  методику «Изучение курса физики 

7, 8 кл  на  основе фронтальных опытов учащихся» (Е.С.Объедков,

С.Ю. Закурдаева); теоретические основы исследовательского метода обучения; теоретические положения развивающего обучения

(Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн).

За основу работы  взята классноурочная деятельность, в процессе
которой      отработана   система   организации   учебного   процесса,
базирующаяся на следующих принципах:

          научность (от наблюдений - к выдвижению гипотезы, от гипотезы к
творческому обобщению  и  практическому  применению,  учитывая
индивидуальные особенности уровня развития каждого ученика);

          доступность;

          системность (стараюсь достичь единства и завершения процесса);

          осознанность     (предоставление     свободы    для    саморазвития    и
самоопределения);

          наглядность;

В организации своей деятельности я опираюсь на следующие методики:

          проблемное развивающееся обучение;

          работа в группах;

          решение нестандартных задач;

          диалогов (учитель - ученик, группа - учитель - ученик)

   творческие домашние задания, исследовательские работы.

      Наиболее важными характеристиками в  педагогической деятельности, на мой взгляд, является мотивационная сфера, т. к. именно от отношения ученика к учению вообще, к изучению предмета в частности во многом зависит, будет ли ученик раскрывать свои способности, захочет ли он вступать в процесс обучения. Другой важной характеристикой личности школьника является развитие его психических функций, учебных способностей, т. е. высокий уровень их развития способствует успешности, а при недостаточном уровне необходима помощь в организации учебной деятельности; и,  наконец, немаловажной характеристикой является особенность развития личностной сферы учащихся, т. к. на обучение накладывает отпечаток и особенность темперамента, характера, самооценка, тревожность,  социальный статус в коллективе и др.

       Поэтому на первом этапе организации учебной деятельности, совместно с психологом школы проведена диагностика каждого учащегося и всего классного коллектива. Выявлена степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, мотивация, уровень интеллекта, школьная тревожность, типовое семейное состояние, самооценка.   Проведен анализ психологических особенностей  детей. Протестирован интеллектуальный уровень учащихся, слуховая и зрительная память, развитие мыслительных процессов (входная психодиагностика). По методике независимых характеристик (ученик – одноклассник – учитель), обследованы интеллектуально - логические способности, мотивационно - творческая активность, способность личности к самоуправлению творческой деятельности, познавательные интересы. Диагностика уровней сформированности учебно-познавательного интереса, учебных действий, действий контроля и оценки, целеполагания проведена по критериям, разработанным авторами Репкиным и Заика в пособии «Оценка уровня сформированности учебной деятельности».

        На втором этапе проходила подготовительная работа: изучались потребности учащихся, разработана система работы, показана роль самообразования, разработана система контроля, стимулирования.

Особенности моей методики:

o        блочная система подачи материала;

o        опорные конспекты, схемы;

o        многократные проговаривания на начальном этапе обучения;

o        творческий характер обучения;

o        дифференциация и индивидуализация учебного процесса;

o        решения задач с использованием алгоритма на I ступени обучения;

o        решение исследовательских, творческих, конструкторских на II ступени обучения;

o        поэтапное включение домашних исследований;

игровая деятельность.

 3. Результативность использования современных образовательных технологий  технологи

Основными результатами деятельности можно считать: устойчивый интерес учащихся к физике,  о чём свидетельствует выбор экзамена по физике (? 70% учащихся). По результатам обследования администрации школы 92% учащихся чувствуют себя на моих уроках комфортно, 96% удовлетворены знаниями, 100% понятны цели деятельности на уроке,  возрос устойчивый интерес к предмету до 65  %   и желание активно работать в кружках и на факультативах; участвовать в научно-практических конференциях. 

 

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

 

1. Распространение опыта на  муниципальном уровне:

2001 год – Выступление на РМО по теме «Новые технологии развивающего обучения».

2002 год – Выступление на РМО по теме «Исследовательская работа учащихся на уроке».

Урок по физике на школьном МО.

2003 год – Выступление на РМО по теме «Использование нестандартных задач на уроках физики»».

Открытых урок для учителей ШМО по теме: «Исследовательская деятельность учащихся на уроках».

2004 год – Выступление на майских педчтениях по теме «Внедрение информационных технологий в учебный процесс».

Открытый урок для учителей ШМО.

2005 год – Выступление на РМО по теме «Организация предпрофильного обучения в школе».

2006 год - Выступление на майских педчтениях по теме «Компьютерное моделирование»

Выступление на ШМО по теме: «Свойства и методы мотивации обучения учащихся»;  «Развитие самоуправления в классе».

2007 год. - Выступление на РМО по теме «Технологии сотрудничества».

Выступление на ШМО по теме: «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке»; «Проектная деятельность в процессе обучения».

Открытый урок для учителей ШМО.

 

 2. Обобщение и распространение опыта на региональном  уровне:

 

1. Участие в научной конференции по проблеме: «Актуальные проблемы преподавания информатики в XXI веке». Выступление по теме:

«Внедрение информационных технологий в учебный процесс».

2. Делегат V областного съезда учителей г. Новосибирск 2005 г.

 

3. Обобщение и распространение опыта на федеральном  уровне:

Научно-методические публикации:

1. Участие в Международной научно – практической конференции: «Современные ценности и эффективность моделей образовательных систем».  Статья: «Организация профильного обучения в школе в области информатики и информационных технологий».

 ( Материалы Международной научно – практической конференции

1-3 марта 2006 г.,  г. Новосибирск - 2006 г.)

2. Участие во Всероссийской научно – практической конференции: «Системы оценивания качества образования в условиях его модернизации».    Статья: «Проектная деятельность как одна из форм сотрудничества» Новосибирск 2007г.

 

Участие в социально – значимых проектах:

1.        «Клуб юных патриотов» 2004 – 2005 уч. год.

2.        «Социально психологическая реабилитация» - 2005 – 2006 уч. год.

3.        «Школа -  информационно – методический центр на селе»  2006 – 2007 уч. год.

Первые два проекта отмечены грантами администрации Новосибирской области.

  

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

 

1.  Лауреат районного конкурса «Учитель года –94»  

Повышение квалификации и профессиональная подготовка

 

1.        НИПКиПРО 1998 год,  72 часа по теме: «Педагогические технологии развивающего обучения»

2.        НИПКиПРО 2002 год, 72 часа по теме «Технологии, развивающие личность школьника».

3.        Повышение  педагогической квалификации. Присвоена высшая квалификационная категория сроком на 5 лет приказом управления образования администрации Новосибирской области № 97 – а от 05.12.2002 г.

4.        ОЦИТ 2001 год,  98 часов по теме: «Интернет -  технологии в образовании».

5.        ТУСУР 2004 год,  44 часа по теме: «Информационные технологии».

6.        ТУСУР 2005 год, 48 часов - продолжение изучения курса «Информационные технологии».

7.        НИПКиПРО 2008 год, 72 часа по теме: «Пути повышения качества физического образования»

8.        2008 г. - Подтверждена высшая квалификационная категория по заочной форме.

 

                                                                                                                          

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»